Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 79.17 90.4

Галсанова Дулмажап Очировна – труженик тыла, ветеран педагогического труда

Галсанова Дулмажап Очировна – труженик тыла, ветеран педагогического труда.

Всё дальше уходят в историю страницы самой кровопролитной войны XX столетия. Но тяжесть страданий и горечь лишений не стёрлись из людской памяти. Тяжело было всем: и солдатам, воевавшим на фронтах, и их близким, работавшим в тылу, особенно детям.

Дулмажап Очировна Галсанова родилась 23 января 1932 года в местности Хилын Шулуутай Судунтуйского сомона Агинского аймака в семье Очирова Галсан и Жамбацыреновой Жидыгмы единственным ребенком. Когда началась война, отец, как и всё мужское население, был призван в армию. Осенью 1941 года Дулмажап поступила в первый класс Улан-Булакской начальной школы. Учёба ей давалась легко, особенно нравились уроки чтения и письма. В военное тяжелое время было голодно, не хватало одежды, обуви, не говоря уже о письменных принадлежностях. В школьной столовой подкармливали кукурузой, скудной похлебкой из картофельной кожуры и капустных листьев. Сельские дети с малых лет работали в колхозе наравне со взрослыми на сенокосе, уборке зерновых. Вся работа выполнялась вручную, причём без выходных, что было очень тяжело для детей.

Дулмажап Очировна вспоминает: «…Сначала помогала старикам ставить копна. Через год стала работать на конной косилке. Жили в балагане где-то далеко от центра. Когда заканчивался сезон сенокоса, начиналась работа на поле. Косить пшеницу начинали жаткой. На жатке запрягали двух лошадей, а впереди ещё одна лошадь, на ней сидит мальчик или девочка, которые управляли лошадьми. Это целый день. Затем вязали снопы, чтобы колосья сушились и созревали. После начиналась работа на зерновом току, где работает треер. При очистке зерна рычаг треера крутили вручную. Это очень тяжелая работа для детей и женщин. Так дети работали наравне со стариками и женщинами до осени. Ведь школа начиналась с первого октября. Я рада была, когда нас отпускали за два дня до школы. Трудовые навыки, приобретенные в детстве, пригодились в дальнейшей жизни».

После третьего класса Дулмажап перевели в Судунтуйскую семилетнюю школу. Сначала жила в колхозном общежитии со столовой, которую впоследствии закрыли из-за отсутствия продуктов. Было действительно трудное время, когда успешно справлявшиеся с учёбой дети вынуждены были оставлять её и возвращаться домой.

В шестом классе Дулмажап Очировна перешла жить в интернат школы, где вскоре открыли столовую, куда стали привозить продукты. Впервые в жизни сельские дети попробовали рыбу, разные каши и другие «деликатесы». Они старались учиться как можно лучше, занимаясь при свете керосиновых ламп или лунном свете. С наступлением весны дети гурьбой ходили по степи и близлежащим сопкам, собирая дикий лук, кислицу, ревень. Дулмажап Очировна вспоминает школьные годы с особой теплотой. В школе работали прекрасные учителя, давшие не только прочные знания, но и достойное воспитание. Дети, затаив дыхание, слушали рассказы о подвигах молодогвардейцев, о советских партизанах и разведчиках в Великой Отечественной войне. Е.В.Геранин, Намсараев Б.Б., и другие учителя стали на всю жизнь примером для подражания. Каждое утро учителя и дети бегали, делали зарядку на школьном дворе, катались на лыжах.

После окончания семилетней школы Дулмажап вместе с подругами поступила в Агинское педагогическое училище. Она благодарна судьбе за годы учебы в нем. Это один из самых важных этапов на её жизненном пути. У студентов была огромная тяга к знаниям. Директором училища работал всем известный Батор Шагдарович, завучем – М.Хамаганова, преподавателями – К.Ф.Лопухова (биология), Н.П.Мясникова (математика), Д.Ц.Жамбалов (музыка), А.Наякшина (старославянский язык), В.Н.Долгополов (физкультура) и другие очень талантливые, эрудированные, настоящие профессионалы своего дела. Несмотря на нехватку мест в единственном общежитии, продуктов питания, денег, девушки не унывали, жили весело, дружно, принимали активное участие в общественной жизни училища, ведь они были молоды, красивы, мечтали о дальнейшей учебе. Всё им было по плечу!

В 1952-53 учебном году вместе с подругой Бутит Батоевой проработали в Цокто-Хангильской начальной школе. Затем поступила в Бурят-Монгольский педагогический институт имени Доржи Банзарова в городе Улан-Удэ. За учебой, лекциями быстро пролетели счастливые годы студенчества: жизнь в общежитии, подготовка к семинарам, библиотеки... Девушки обожали ходить в театр оперы и балета, на спектакли Бурятского драматического театра. Через всю свою жизнь пронесли студенческую дружбу, теплые, почти родственные отношения.

После окончания института вышла замуж за студента Бурятской Государственной сельскохозяйственной академии Юндунова Чимитдоржи Юндуновича. Молодые специалисты вернулись на Родину в Агу с Ларой, маленькой дочуркой. Дулмажап Очировна родила, воспитала с супругом 5 детей, дали им образование.

Как учителю словеснику ей было суждено работать в Кусочинской, Зугалайской, Ушарбайской, Улан-Одонской школах. Около 10 лет заведовала учебной частью Улан-Одонской средней школы, возглавляла профсоюзный комитет. Работая с детьми, она не только учила грамотности, но и стремилась привить в каждом ребенке трудолюбие, гуманность, благородство. Дулмажап Очировна к любому порученному делу относилась с большой ответственностью, отдавала всю себя, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты, дипломы различных уровней, благодарственные письма, медали.

Её отличает железная закалка поколения «Детей войны», стойкость характера, мудрость, выверенная годами. Несмотря на удары судьбы, Дулмажап Очировна остаётся жизнелюбивой, оптимистичной. Она гостеприимная хозяйка, бабушка, прабабушка. У неё десять внучат, двадцать правнуков и правнучек.
В добром здравии и ясном уме встречает 80-летний юбилей Победы советского народа над фашизмом.

Авторы статьи: Лариса Чимитдоржиевна Юндунова – ветеран педагогического труда Ортуйской СОШ, Наталья Николаевна Юндунова – учитель английского языка Ортуйской СОШ
1027

Оставить сообщение: